Методические рекомендации по дополнительным программам

Введение
Современная система дополнительного образования детей «создает
особые возможности для развития образования в целом, в том числе для
расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего
обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного
развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной
площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего,
а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий
тренд развития образования в XXI веке» (Распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей», далее – Концепция). Тенденции развития профессий,
рынков труда, информационной среды и технологий приводят к
необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных
программ. Эти тенденции актуальны и для Сахалинской области, где в
рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» идет процесс формирования современных управленческих и
организационно-экономических механизмов системы дополнительного
образования детей.
Соответственно, изменяются подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ,
которые
рассматриваются как основные структурно-функциональные элементы
образовательной системы.
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по проектированию и
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ (далее – программы) подготовлены в целях оказания
информационной и методической помощи образовательным организациям
Сахалинской области, осуществляющим образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
(далее – образовательные организации), а также обеспечения единообразия
подходов при разработке и утверждении данных программ.
Методические рекомендации адресованы педагогам, руководителям,
экспертам и рекомендуются к использованию при проектировании и
реализации программ.
1.2. Принципы проектирования и реализации программ:
- свобода выбора режима освоения;
- соответствие форм дополнительного образования возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность;
- разноуровневость (ступенчатость);
- модульность содержания, возможность взаимозачета результатов;

2

- ориентация на предметные, метапредметные и личностные
результаты образования;
- творческий и продуктивный характер;
- открытость и сетевой характер реализации.
1.3. В методических рекомендациях представлены теоретические
подходы и практический материал по проектированию и реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Методические рекомендации по реализации программ разработаны
ГБУ «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской
области», ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской
области», ГБОУДО «Областной центр внешкольной воспитательной
работы».
2. Нормативно-правовые основания проектирования дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
2.1. Образовательные организации, реализующие дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы,
осуществляют
образовательную деятельность на основании лицензии. Соискателями
лицензии на осуществление образовательной деятельности являются
образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а
также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных
предпринимателей,
осуществляющих
образовательную
деятельность
непосредственно.
Образовательные
организации
любых
типов:
дошкольные
образовательные
организации;
общеобразовательные
организации;
профессиональные
образовательные
организации;
образовательные
организации высшего образования; организации дополнительного
образования; организации дополнительного профессионального образования;
организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
дипломатические представительства и консульские учреждения Российской
Федерации, представительства Российской Федерации при международных
(межгосударственных,
межправительственных)
организациях,
иные
юридические лица; нетиповые образовательные организации имеют право
реализовывать программы.
2.2. В настоящее время цели, содержание и условия реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
представлены в следующих нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей»;

3

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 №
785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и формату представления на нем информации»;
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях».
- «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации
по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных

4

программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения
Российской Федерации М.Н. Раковой 28.06.2019 № МР-81/02вн).
2.3. Программы могут реализовываться для детей и взрослых,
направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей
человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождаются повышением
уровня образования, самостоятельно разрабатываются и утверждаются
образовательной организацией.
2.4. Программы для детей должны учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей, но при этом к освоению
образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой
реализуемой программы; в работе объединений при наличии условий и
согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с
несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без
включения в основной состав.
2.5. Программа может реализовываться с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения
обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в
том числе иных организаций;
- различных образовательных технологий, в том числе дистанционных,
и электронного обучения (возможно использование смешанной технологии,
при которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а
часть – в дистанционной форме);
- формы организации образовательной деятельности, основанной на
модульном принципе представления содержания образовательной
программы и построения учебных планов, использовании соответствующих
образовательных технологий.
2.6.
Программы
ежегодно
обновляются
образовательными
организациями с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
3. Требования к структуре и содержанию программы
3.1. Стиль изложения программы – официально-деловой с элементами
научного. Такой подход предполагает использование современной
педагогической терминологии, новых методических идей и источников
информации в области компетенции и методик преподавания для
проектирования занятий с обучающимися.
3.2.Структура
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы включает:
- Целевой раздел;
- Содержательные раздел;
- Организационный раздел.

5

3.2.1. Целевой раздел.
3.2.1.1. Титульный лист.
3.2.1.2. Пояснительная записка включает в себя: направленность,
уровень сложности программы, актуальность, отличительные особенности,
адресат программы, формы и методы обучения, тип и формы проведения
занятий, объем, срок реализации, цель и задачи, планируемые результаты.
3.2.2. Содержательный раздел.
3.2.2.1. Учебный план, содержание учебной программы, система
оценки достижения планируемых результатов, рабочие программы (модули)
курсов, дисциплин (при наличии). Календарный учебный график.
3.2.3. Организационный раздел.
3.2.3.1. Методическое обеспечение программы.
3.2.3.2. Материально-техническое обеспечение программы.
3.2.3.3. Кадровое обеспечение программы.
3.2.4. Приложения.
3.3. Содержание разделов программы:
3.3.1. Целевой раздел
3.3.1.1. Титульный лист
Титульный лист программы содержит следующую информацию:
- наименование образовательной организации, осуществляющей
реализацию программы (в соответствии с Уставом образовательной
организации);
- гриф утверждения программы;
- название образовательной программы;
- направленность программы;
- уровень сложности программы (при наличии);
- адресат программы (возрастная категория, на которую рассчитана
программа);
- срок реализации программы;
- ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
- населенный пункт и год разработки программы.
3.3.1.2. Пояснительная записка
Актуальность
программы
включает
в
себя
обоснование
необходимости реализации данной программы с точки зрения современности
и социальной значимости и состоит в том, чтобы отвечать потребностям
современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное
решение актуальных проблем ребенка, соответствовать государственной
политике в области дополнительного образования и социальному заказу
общества.
В случае использования при составлении программы других
образовательных программ и педагогического опыта необходимо указать их
авторов.
Образовательные организации разрабатывают и реализуют программы
различной
направленности
(технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной,
туристско-краеведческой,

6

социально-педагогической) (Классификация программ представлена в
Приложении 1).
Содержание и материал программы рекомендуется организовывать по
принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями
сложности:
- «Стартовый уровень» – минимальная сложность содержания
программы.
- «Базовый уровень» – трансляция общей и целостной картины в
рамках содержательно-тематического направления программы.
- «Продвинутый уровень» – углубленное изучение содержания в
рамках содержательно-тематического направления программы. Предполагает
сложные
(возможно
узкоспециализированные)
и
нетривиальные
(специфические), около-профессиональные и профессиональные знания в
рамках содержательно-тематического направления программы.
Каждый из указанных уровней сложности должен предполагать
доступность
для
обучающихся
с
любым
видом
и
типом
психофизиологических особенностей, с учетом особенностей возрастного и
психофизического развития адресата программы.
Новизна программы (при наличии) может быть обусловлена
использованием при ее реализации инновационных методик преподавания,
педагогических технологий при проведении занятий, нововведений при
организации диагностики и подведения итогов реализации программы и т.п.
В отличительных особенностях программы необходимо раскрыть
характерные свойства (отличительные черты, основные оригинальные идеи,
новшества), отличающие данную программу от существующих программ
других авторов, от программы, реализуемой ранее.
В части адресата программы указывается примерный портрет
учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики,
потенциальные роли в программе, иные медико-психолого-педагогические
характеристики.
В
данном
разделе
дается
характеристика
возрастнопсихологических особенностей обучающихся, обосновываются
принципы формирования групп, количество обучающихся в группе.
Разработчику программы необходимо определить группу детей, для
обучения которых предназначена дополнительная общеобразовательная
программа: пол, возраст,
степень
предварительной подготовки,
предполагаемый состав групп одновозрастные или разновозрастные, уровень
образования, степень сформированности интересов и мотивации к данной
предметной области, наличие способностей, физическое здоровье детей и
т.д., то есть указать характерные особенности детей, которые будут
учитываться при наборе для обучения.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий.
При реализации программ могут использоваться следующие формы
обучения: очная, очно-заочная, заочная, в том числе, с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

7

Допускается сочетание различных форм обучения. Форма обучения по
программам определяется образовательной организацией самостоятельно.
Также здесь необходимо указать используемые в образовательном
процессе методы обучения, в основе которых лежит способ организации
занятий. По программам могут предусматриваться как аудиторные, так и
внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам,
подгруппам, индивидуально или со всем составом объединения.
Образовательные организации самостоятельно определяют тип и формы
организации занятий (лекции, практические и семинарские занятия,
лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.), а также формы,
порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации
обучающихся.
Объем и сроки реализации программы. В данном разделе
указывается общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых обучающимся для освоения программы,
которое определяется содержанием и прогнозируемыми результатами
программы.
Срок
освоения
программы
самостоятельно
определяется
образовательной организацией с учетом категории обучающихся, их
возраста, особенностей здоровья, уровня программы и т.п. Это количество
недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения, включая время,
отводимое на все виды аудиторной работы. Срок реализации программы
должен соответствовать заявленному уровню сложности программы.
Цель реализации программы – это стратегия, фиксирующая желаемый
конечный результат; должна быть ясна, перспективна, достижима, значима
для обучающегося. Цель должна быть сформулирована конкретно,
однозначно, соответствовать направленности и отражать специфику
конкретной программы. Результаты достижения цели должны быть
измеримы.
Цель должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся
(указать, каких именно, в соответствии с направлением деятельности);
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- личностное развитие обучающихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, которые
представляют собой конкретные действия, которые раскрывают пути
достижения поставленной цели.

8

Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации
практической деятельности обучающихся, быть конкретными, четко
сформулированными, понятными всем участникам образовательного
процесса.
В программе должны быть определены следующие группы задач:
- обучающие: что узнает, какие представления получит, чем овладеет,
чему научится, освоив программу (раскрыть теоретические знания,
практические умения и навыки);
- развивающие: какие качества, способности, творческие возможности
будут реализованы, получат развитие средствами конкретного вида
деятельности (творческие способности, внимание, память, мышление,
воображение, речь, волевые качества и т.д.), на развитие каких ключевых
компетенций будет делаться упор при обучении;
- воспитательные: какие ценностные ориентации, отношения,
личностные качества будут сформированы.
Планируемые результаты – это совокупность знаний, умений,
навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и
предметных результатов, приобретаемых обучающимися при освоении
программы по ее завершении, формулируются с учетом цели и содержания
программы.
Метапредметные результаты – усвоенные обучающимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так
и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном
процессе качества личности: мировоззрение, убеждения, нравственные
принципы и другие результаты, отражающие социальную активность,
общественную деятельность, сформированность гражданской позиции.
Предметные результаты – освоенный обучающимися опыт
специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его
преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы
практического опыта – навыки или профессиональные/предметные
компетенции – конструкторская, техническая, технологическая и т.п. Они
могут включать теоретические знания и практические умения,
предусмотренные программой.
3.3.2. Содержательный раздел.
3.3.2.1. Учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной
деятельности и, если иное не установлено законом, формы промежуточной
аттестации обучающихся. Он оформляется в виде таблицы и содержит
название разделов и тем программы, количество теоретических и
практических часов занятий, формы промежуточной аттестации/контроля
(Приложение 2). В нижней части таблицы суммируется количество часов в
столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год
зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.

9

При планировании программ учитывается преобладание на занятиях
практической деятельности детей над теоретической.
В учебном плане необходимо закладывать часы:
- на комплектование группы первого года обучения;
- на вводное занятие (введение в программу);
- концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
- итоговое занятие, отчетное мероприятие.
Если программа составлена более чем на один год обучения, то
учебный план должен отражать особенности каждого года обучения.
Количество часов в учебном плане рассчитывается на одну учебную
группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального
обучения).
Программа может предусматривать обучение по индивидуальному
учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в порядке, установленном
локальными нормативными актами образовательной организации.
3.3.2.2. Содержание учебной программы – это краткое описание
разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной
учебным планом, включая описание теоретической и практической частей,
соответствующих каждой теме.
При оформлении содержания необходимо руководствоваться
следующими принципами:
- содержание, формулировка и порядок расположения разделов и тем
должны полностью соответствовать учебному плану;
- необходимо выделять теоретические и практические виды занятий по
каждому разделу (теме – при наличии);
- в содержании могут быть представлены
вариативные
образовательные маршруты.
В теоретической части телеграфным стилем (в именительном падеже)
перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему
(без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи.
В практической части описывается практическая деятельность
обучающихся.
Также описываются виды работ с указанием формы организации
деятельности обучающихся (индивидуальная, групповая и т.д.), подлежащих
оцениванию, которое учитывается при проведении аттестации.
При освоении программы, рассчитанной на несколько лет обучения, ее
содержание должно быть представлено на каждый год обучения в
соответствии с учебным планом.
3.3.2.3. При проектировании программы разрабатывается система
оценки достижения планируемых результатов освоения программы
(объект и содержание оценки; критерии оценки; формы представления
результатов; описание форм аттестации (при наличии), удовлетворяющих
запросам семьи и общества. ФЗ № 273 не предусматривает проведение
итоговой
аттестации
по
дополнительным
общеобразовательным

10

общеразвивающим программам, но не запрещает ее проведение с целью
установления степени и уровня освоения программы обучающимися
заявленным целям и планируемым результатам обучения.
Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации (при
наличии) определяются учебным планом и в порядке, установленном
локальным нормативным актом образовательной организации.
В данном подразделе следует указать описание процедуры
промежуточной и итоговой аттестаций, перечень вопросов, выносимых на
аттестацию в форме зачета, экзамена или тестирования, рекомендуемые темы
рефератов (проектов, контрольных работ и др.) и критерии оценивания.
Формы проведения итоговой аттестации в дополнительном
образовании:
- итоговые занятия: контрольное занятие, зачет, тестирование, доклад,
защита творческих работ и проектов, сдача нормативов и т.п.
- итоговые мероприятия: концерт, выставка (представляется лучшая
работа за учебный год каждого обучающегося), конкурс, соревнование и т.п.
Обучающимся, успешно освоившим программу и прошедшим
итоговую аттестацию, могут быть выданы сертификаты, которые
самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные организации.
Также им могут быть выданы почетные грамоты, призы или устанавливаться
другие виды поощрений.
В состав модульных, интегрированных, комплексных программ
включаются рабочие программы (модули) курсов, дисциплин.
Структура рабочей программы отдельного (модуля) курса, дисциплины
содержит:
- планируемые результаты освоения (модуля) курса, дисциплины;
- содержание учебного (модуля) курса, дисциплины;
- тематическое планирование.
В рабочих программах содержание учебного (модуля) курса, включая
описание теоретической и практической частей, соответствующих каждой
теме, раскрывается в именительном падеже через краткое описание разделов
и тем внутри разделов с указанием видов деятельности. При включении в
программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий
в содержании указываются их тема и место проведения.
3.3.2.4. Календарный учебный график определяет количество
учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания
учебных периодов/этапов; является обязательным приложением к программе;
оформляется в виде таблицы и составляется для каждой учебной группы.
(Оформление календарного учебного графика представлено в Приложении
3).
3.3.3. Организационный раздел.
3.3.3.1. Методическое обеспечение программы.
В данном подразделе указывается:
- обеспечение программы методическими видами продукции
(разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

11

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по
постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по
исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской
работы;
- перечень рекомендуемых учебных изданий, включающий основную и
дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники
упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и
практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники),
наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); интернет-ресурсов и
т.п.
Методическое обеспечение также включает оценочные материалы,
описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса,
технического оснащения занятий.
Методическое обеспечение разработчики программ определяют
самостоятельно.
В программах для лиц с особыми образовательными потребностями,
необходимо предусмотреть использование учебно-методических и
дидактических материалов, а также технологий и специализированных
компьютерных инструментов, позволяющих реализовывать адаптированный
вариант программы:
- методические рекомендации, карточки, рабочие тетради, раздаточные
материалы, пособия для указанной категории обучающихся;
- программы для коммуникации с другими членами группы и
педагогом (skype и др.);
- специальные возможности операционной системы компьютера:
увеличенные шрифты и курсор, экранная лупа, экранная клавиатура с
увеличенными буквами, звуковое описание текста, сурдоперевод;
- специальное оборудование (брайлевский дисплей, брайлевская
клавиатура, клавиатура с увеличенными буквами и т.п.);
- технические приспособления (специальная клавиатура, джойстики,
трекболы, сенсорные планшеты и др.
Список литературы может быть составлен для разных участников
образовательных отношений (педагогов, обучающихся, родителей) и
оформляется согласно ГОСТ Р 7.0.100-2018 Библиографическая запись.
Библиографическое описание: общие требования и правила составления.
3.3.3.2. Материально-технические условия реализации программы.
Здесь приводится реальная и доступная совокупность условий
реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы,
информационные ресурсы для осуществления образовательной деятельности
по программе (необходимый набор и размещение, площадь, освещенность,
расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных
занятий, который должен обеспечивать возможность для организации
деятельности обучающихся).

12

При сетевой реализации программ указываются материальнотехнические условия, используемые для реализации программ, всех
организаций-партнеров.
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения
процесса образования должна быть отражена специфика требований к:
- организации пространства для реализации программы;
- организации рабочего места обучающихся;
- техническим средствам обучения и оборудования, необходимым для
реализации программы: компьютерное и мультимедийное оборудование,
пакет прикладных обучающих программ (при наличии), аудиовизуальные
средства обучения и др.;
- техническим средствам комфортного доступа обучающихся (для лиц
с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов) к возможности освоения программы
(ассистирующие средства и технологии), включая специализированные
компьютерные
инструменты
образования,
ориентированные
на
удовлетворение особых образовательных потребностей.
3.3.3.3. Кадровое обеспечение.
Реализацию программ в образовательной организации осуществляет
педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное
или высшее образование (в том числе по соответствующему направлению) и
отвечающий
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте
педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Кроме педагога дополнительного образования, для организации
образовательного процесса могут привлекаться другие специалисты
(концертмейстер,
педагог-организатор,
художник-оформитель,
аранжировщик, педагоги дополнительного образования других направлений,
специалисты в области коррекционной педагогики, лаборант, программист, и
др.).
3.3.4. Структура программы может включать приложения, в которых
по усмотрению разработчика размещаются методические и иные материалы,
предусмотренные локальными актами образовательной организации: планы
(сценарии) занятий; примеры заданий для обучающихся; примеры
оценочных заданий; контрольные вопросы и др.
Отметки о приложениях оформляются следующим образом:
- в тексте программы при первом упоминании приложения в скобках
указывается: (Приложение) или (Приложение 1);
- на первом листе приложения в правом верхнем углу указывается:
Приложение 1;
- название приложения выравнивается по центру относительно самой
длинной строки.

13

4. Порядок проектирования, утверждения и размещения программ
4.1. Программа является локальным нормативным документом,
поэтому она должна быть разработана, оформлена, проверена и утверждена в
порядке, закрепленном нормативным правовым актом образовательной
организации.
4.2. Процесс проектирования программы включает следующие этапы:
1)
Формулировка цели и задач программы с учетом:
- основных положений Концепции развития дополнительного
образования детей;
- целей образовательной организации;
- актуальных потребностей обучающихся, в том числе лиц с особыми
образовательными потребностями.
2)
Определение целевой аудитории образовательной программы.
3)
Изучение характерных особенностей целевой аудитории
программы, в том числе лиц с особыми образовательными потребностями,
определить их возможности в освоении программы. При необходимости
ознакомиться с рекомендациями ПМПК, получить консультацию у
профильных специалистов (педагогов, педагогов-психологов, учителейлогопедов и др.).
4)
Формулирование планируемых результатов освоения программы
всеми обучающимися, в том числе и лицами с особыми образовательными
потребностями.
5)
Изложение
краткого
содержания
учебной
программы,
составление перечня тем и отдельных вопросов с учетом особенностей
категории обучающихся.
6)
Составление перечня дидактического, справочного материала, в
том числе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
7)
Составление перечня учебных средств, помещений и
оборудования, необходимых для реализации программы, в том числе с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
8)
Определение средств контроля освоения обучающимися
программы, в том числе лиц с особыми образовательными потребностями, с
учетом возрастных и психофизиологических особенностей.
9)
Для обучающихся с особыми образовательными потребностями,
при необходимости: согласование содержания программы на психологопедагогическом консилиуме образовательной организации с учетом мнения
родителей.
10) Оформление программы в соответствии с требованиями
(Приложение 4).
4.3. Процесс утверждения программы включает следующие этапы:
4.3.1. Представление программы на заседании коллегиального органа
образовательной организации, правомочного проводить внутреннюю
экспертизу программы.

14

Внутренняя экспертиза – обсуждение программы на педагогическом
(методическом) совете образовательной организации - это анализ качества
документа, его соответствия уставу образовательного учреждения,
действующим нормативно-правовым документам и требованиям к
содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на
образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы.
Оформляется протоколом заседания коллегиального органа.
4.3.2. Доработка программы с учетом рекомендаций членов
коллегиального органа образовательной организации.
4.3.3. Представление программы на утверждение педагогическому
совету образовательной организации.
Решение об утверждении программы обязательно заносится в протокол
педагогического совета.
4.3.4.
Утверждение
программы
приказом
руководителя
образовательной организации на основании решения педагогического совета.
Только после утверждения программы приказом руководителя она
может считаться полноценным нормативным правовым документом.
4.3.5.
Проведение
внешней
экспертизы
программы
(при
необходимости).
Программа может быть дополнительно передана на внешнюю
экспертизу содержания программы в сторонние организации как по
инициативе автора, так и по инициативе образовательной организации.
Внешняя оценка качества дополнительных общеобразовательных программ
осуществляется с помощью механизма общественной экспертизы, которая
проводится уполномоченными экспертными организациями с целью
определения соответствия содержания программы заявленным в них целям и
задачам, потребностям обучающихся. По результатам данной экспертизы
составляется экспертное заключение.
4.3.6. Размещение программы на официальном сайте образовательной
организации.
Образовательные организации формируют открытые и общедоступные
информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и
обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в
информационно-телекоммуникационных сетях. На официальном сайте
образовательной организации в подразделе «Образование» специального
раздела «Сведения об образовательной организации» размещается
информация: о реализуемых образовательных программах с указанием
учебных
предметов,
курсов,
дисциплин
(модулей),
практики,
предусмотренных
соответствующей
программой;
о
численности
обучающихся по реализуемым программам; о материально-техническом
обеспечении образовательной деятельности.

15

5. Требования к организации сетевой формы реализации программы
5.1. Программы реализуются образовательной организацией как
самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
5.2. Организация сетевой формы реализации программ направлена на
решение ряда целей и задач, стоящих перед современной системой
образования, таких как:
- повышение качества образования, актуализация программ с учетом
уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной
деятельности;
- расширение границ информированности обучающихся о имеющихся
образовательных и иных ресурсах, позволяющих ему сделать осознанный
выбор собственной образовательной траектории;
- повышение вариативности программ и др.;
В реализации программ с использованием сетевой формы наряду с
образовательными организациями также могут участвовать научные
организации,
медицинские
организации,
организации
культуры,
физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами,
необходимыми для осуществления обучения и осуществления иных видов
учебной деятельности, предусмотренных соответствующей программой.
5.3. При реализации программ в сетевой форме образовательной
организации
необходимо
разработать
положение
о
реализации
образовательных программ в сетевой форме и утвердить его локальным
нормативным актом (приказом) (Примерные форма документов представлена
в Приложении 5).
5.4. Реализация программ в сетевой форме осуществляется на
основании договора между организациями (Приложение 6), в котором
закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя следующие
условия:
- организационные;
- материально-технические;
- финансовые;
- нормативно-правовые;
- кадровые.
При реализации образовательной организацией программы в сетевой
форме совместно с организацией-партнером устанавливается порядок
совместной разработки и утверждения программы, а также учебного плана.
Утверждение совместных программ осуществляется уполномоченным
должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
в
соответствии с их уставами.
5.5. Образовательная организация размещает на своем официальном
сайте информацию о программах, реализуемых в сетевой форме (отдельных
учебных предметах предметных областей), и организациях-партнерах с

16

приложением соответствующих договоров о сетевой форме реализации
программ.
6. Требования к проектированию адаптированных дополнительных
образовательных программ (далее – адаптированная программа)
6.1. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах
является одной из важнейших задач государственной образовательной
политики. В российской законодательной практике закреплено под понятием
«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания
специальных условий. ФЗ № 273 определяет особый порядок приема детей
на обучение по адаптированным программам: только с согласия родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
6.2. Образовательные организации должны создать специальные
условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ
указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением
ПМПК и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и
инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных
технических
средств
обучения
коллективного
и
индивидуального
пользования,
предоставление
услуг
ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами и инвалидами.
6.3. При организационной работе по проектированию, разработке и
утверждению адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или ребенкаинвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка,
медицинские рекомендации, рекомендации ПМПК, запрос родителей, четко
формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении
или изменении учебного плана, определяются формы получения
образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и
индивидуальных,
дополнительные
виды
психолого-педагогического
сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.

17

6.4. Для освоения учебного материала по адаптированной программе
для детей с ограниченными возможностями здоровья требуется больше
времени. Поэтому сложность и объем учебного материала должен быть
уменьшен и облегчен. Дети от достаточно простых задач постепенно
переходят к более сложным, систематически повторяя и закрепляя учебный
материал, приобретенные навыки и умения.
Адаптация программы включает:
1)
Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.
2)
Определение особенностей организации образовательной
деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого
ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3)
Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ
адаптированной программы:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПК
и/или психолого-педагогического консилиума;
- составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом
особенностей каждого ребенка;
обеспечение
психолого-педагогических
условий
(учет
индивидуальных особенностей ребенка; коррекционная направленность
учебно-воспитательного
процесса;
соблюдение
комфортного
психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации
образовательной
деятельности,
повышения
его
эффективности,
доступности);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- разработка и реализация индивидуальных занятий для детей с ОВЗ.
4)
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации
детей с ОВЗ (обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися
детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях,
конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.).
5)
Оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей с ОВЗ по вопросам развития и обучения
ребенка, вопросам правового обеспечения и иным вопросам.
6.5. При освоении адаптированной программы обучающимися следует
помнить, что приоритетным является приобретение умений применять
знания, овладение определенными способами социальных и учебных
действий.
В качестве предметных результатов можно выделить усвоение
обучающимися конкретных элементов социального опыта, изменение уровня

18

знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного
опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности в среде
здоровых сверстников.
Развитие творческого потенциала связано с познанием своих
возможностей через освоение новых умений в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми.
Личностными результатами освоения детьми адаптированной
программы могут быть:
- адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении
дополнительного образования;
- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы
и любознательности;
- формирование ценностных ориентаций;
- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и
сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
- навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
- навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях,
толерантное отношение;
- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как:
• автономность (способность делать выбор и контролировать
личную и общественную жизнь);
• ответственность (способность принимать ответственность за свои
действия и их последействия); мировоззрение (следование социально
значимым ценностям);
• социальный интерес (способность интересоваться другими и
принимать участие в их жизни;
• готовность к сотрудничеству и помощи даже при
неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека
давать другим больше, чем требовать);
• патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданскопатриотических чувств);
• культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не
ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение "презентовать" себя и
свои проекты).
6.6. Адаптированная программа может разрабатываться на основе
программы для нормативно развивающихся детей с учетом включения в
образовательный процесс детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, создаваться
специально для определенной категории детей с ОВЗ, объединенных в одну
группу (творческое объединение), а также разрабатываться с учетом
индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ или с
инвалидностью.

19

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
КЛАССИФИКАЦИЯ
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ

В дополнительном образовании выделяют 6 основных направленностей
программ: социально-педагогическую; художественную; естественнонаучную; техническую; туристско-краеведческую; физкультурно-спортивную
(Порядок, п.9).
Конкретные направленности программ для реализации выбирают сами
образовательные организации.
К
объединениям,
реализующим
программы
технической
направленности, относятся объединения, направленные на развитие
интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям,
научно-технической и конструкторской деятельности, способствующие
повышению технологической грамотности в области инженерных профессий,
адаптированные к современному уровню развития науки и техники.
К объединениям, реализующим программы естественнонаучной
направленности, относятся объединения, направленные на формирование
научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов
обучающихся в области медицины и естественных наук, на развитие у детей
исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и
неживой природы и взаимосвязей между ними.
К объединениям, реализующим программы физкультурно-спортивной
направленности, относятся объединения начальной и общей физической
подготовки, объединения по олимпийским и неолимпийским видам спорта.
К объединениям, реализующим программы туристско-краеведческой
направленности, относятся объединения по всем видам туризма и
направлениям краеведения, способствующие изучению родной страны и ее
исторического и культурного наследия, получению опыта работы в
коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с природной
средой.
К объединениям, реализующим программы художественной
направленности, относятся объединения по всем видам искусства:
музыкальные, хореографические, театральные, фольклорные, цирковые,
литературные, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, а
также могут относиться объединения кино-фото-видео творчества при
условии преобладания в содержании программы творческо-художественной
составляющей.
К объединениям, реализующим программы социально-педагогической
направленности, относятся объединения по всем видам гражданско-

20

патриотического
и
духовно-нравственного
воспитания
детей,
культурологические, языковые, психолого-педагогические, социальноэкономические, предшкольного образования и т.п., ставящие своей целью
накопление обучающимися нового положительного социального опыта,
развитие
интеллектуальных
способностей,
творческой
активности,
помогающие познать свои внутренние психологические характеристики,
собственные способности, сформировать профессионально значимые
качества и умения, готовность к их активному проявлению в различных
сферах жизни общества.
При определении направленности программы по смежным видам
деятельности учитывается следующее:

программы, в рамках которых идет подготовка по видам спорта,
обозначенным во Всероссийском реестре видов спорта (то есть фактически
реализуется спортивно-оздоровительный этап программ спортивной
подготовки) следует относить к физкультурно-спортивной направленности;

программы по смежным видам деятельности, находящимся на
стыке физкультурно-спортивной и художественной направленностей
(например, ритмика, акробатика, брейк-данс, танцевальный спорт и др.)
следует относить к физкультурно-спортивной направленности, если
преимущественной целью программы и основным ее содержание является
физическая подготовка и участие в спортивных соревнованиях, и к
художественной направленности, если преимущественной целью программы
и основным ее содержанием является развитие способностей в области
искусства (хореографического, циркового);

программы по смежным видам деятельности, находящимся на
стыке технической и художественной направленностей (например, резьба по
дереву, компьютерная графика и др.) следует относить к технической
направленности, если преимущественной целью программы и основным ее
содержанием
является
овладение
ручным
инструментом,
автоматизированным оборудованием или компьютерным программным
обеспечением, и к художественной направленности, если преимущественной
целью программы и основным ее содержанием является изучение
определенных видов искусств, развитие художественного вкуса и
способностей;

программы по техническим видам спорта (авто-, авиа-,
судомоделирование и др.) следует относить к физкультурно-спортивной
направленности, если они направлены на ознакомление с официальным видом
спорта и подготовку обучающихся к программам спортивной подготовки,
участию в спортивных соревнованиях, и к технической направленности, если
они направлены исключительно на техническое творчество (проектирование,
моделирование и др.) и соответствующую выставочную деятельность
обучающихся, защиту технических проектов;

программы, основным видом деятельности по которым являются
различные виды туризма (пеший, горный, водный, велосипедный и др.)

21

следует относить к физкультурно-спортивной направленности, если они
направлены на ознакомление с видом спорта и подготовку обучающихся к
спортивным программам, участию в спортивных соревнованиях, и к
туристско-краеведческой направленности, если преимущественной целью
программы и основным ее содержанием является формирование общих
навыков самодеятельного, массового туризма;

программы военно-патриотической тематики, могут быть
отнесены к разным направленностям в зависимости от преимущественного
вида деятельности, например: к физкультурно-спортивной, если изучаются
военно-прикладные виды спорта; к технической, если изучаются
преимущественно основы военного инженерного дела; к социальнопедагогической, если основной деятельностью по реализации программы
является волонтерское движение; к туристско-краеведческой, если основной
деятельностью является краеведение;

программы,
целью
которых
является
социальное
самоопределение, развитие социальной инициативы (волонтерство,
добровольчество)
следует
относить
к
социально-педагогической
направленности. К этой направленности могут быть отнесены программы по
развитию дошкольников (интеллектуальное развитие, творческое развитие,
подготовка к школе), по социокультурной адаптации детей с ОВЗ, инвалидов,
по основам медиатехнологий, психологии, социологии, игровому
конструированию, профориентации по различным направлениям и т.д.

22

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Учебный план
№
п/п

Название
разделов, тем
Всего часов:

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

23

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Оформление календарного учебного графика
Год
Дата начала
обучения занятий

Дата
окончания
занятий

Ко-во
учебных
недель

Кол-во Кол-во Режим
дней часов занятий

24

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Рекомендации к оформлению программы
Текст программы создается на бумажном носителе и в электронной
форме с соблюдением установленных правил оформления документов. Текст
программы оформляется:
- на электронном носителе в отдельном файле в формате doc, docx;
- на бумажном сброшюрованном носителе в переплетах или в папках с
легкоразъемными креплениями (замками).
Общие требования к оформлению программы:
- для печати основного содержания программы, согласно ГОСТ Р 7.0.8,
используется белая бумага формата A4 (210 x 297 мм);
- каждый лист должен иметь поля: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм
- верхнее; 20 мм - нижнее. Номера страниц проставляются (за исключением
первого листа) посередине верхнего поля листа на расстоянии не менее 10 мм
от верхнего края;
- для оформления текста рекомендуется использовать текстовый
редактор Microsoft Office Word (шрифт Times New Roman), допустимо
использовать размеры кегля шрифтов № 12-14;
- при составлении таблиц допускается использовать шрифты меньших
размеров (на 2 кегля от размера основного текста);
- текст выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого
полей);
- абзацный отступ текста документа - 1,25 см;
- заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом
или центрируются по ширине текста;
- текст программы рекомендуется печатать через 1 межстрочный
интервал;
- интервал: между буквами в словах – обычный; между словами - один
пробел;
- допускается выделение заголовков и отдельных фрагментах текста
полужирным и/или курсивным начертанием;
- таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать
арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицы каждого приложения
обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед
цифрой обозначения приложения. На все таблицы программы должны быть
приведены ссылки в тексте программы, при ссылке следует писать слово
«таблица» с указанием ее номера;

25

- иллюстрации могут быть расположены в приложениях программы, в
каждом приложении обозначаются отдельной нумерацией арабскими
цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения;
- список литературы оформляется в соответствии с требованиями
ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое
описание. Общие требования и правила составления»;
- приложения (при наличии) оформляют как продолжение программы
на последующих листах после списка литературы. В тексте программы на
все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в
порядке ссылок на них в тексте программы. Каждое приложение следует
начинать с новой страницы с указанием слова «Приложение» и его
обозначения. Допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично
относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

26

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПРИКАЗА
об утверждении положения о сетевой форме
реализации образовательных программ
ПРИКАЗ
от __________ № ____
Об утверждении Положения
о сетевой форме реализации
образовательных программ
Во исполнение статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании плана
реализации регионального проекта __ от __ №_ (или иного документа,
регламентирующего порядок сетевого взаимодействия в Сахалинской
области), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о сетевой форме реализации
образовательных программ.
2. Ответственным за организацию сетевого взаимодействия назначить
(должность, ФИО)
Директор

ФИО

Утверждено
Приказом ОО
от__ №___
Примерное положение о сетевой форме реализации образовательных
программ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок реализации
образовательных программ (далее – программ) в сетевой форме
________________________ организации, осуществляющей образовательную
деятельность _______ в _____________________ (далее - Организация), а
также порядок и принципы взаимодействия Организации с организациямипартнерами при реализации программ.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";

27

- Уставом Организации и иными локальными нормативными актами.
1.3. Сетевая форма реализации программ (указать программы)
обеспечивает
возможность
освоения
обучающимся
программ
с
использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, а
также при необходимости с использованием ресурсов иных
организаций (далее – организации-партнеры).
1.4. В реализации образовательных программ с использованием
сетевого взаимодействия наряду с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, могут участвовать научные организации,
медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные
и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для
осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики
и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных
соответствующей программой.
2. Цель и задачи реализации программ в сетевой форме
2.1. Цель реализации программ в сетевой форме – повышение качества
и доступности образования за счет интеграции и использования ресурсов
организаций-партнеров.
2.2. Основные задачи реализации программ в сетевой форме:
- расширение спектра образовательных услуг;
- эффективное использование ресурсов Организации и организацийпартнеров, реализующих образовательные программы;
- предоставление обучающимся (слушателям) возможности выбора
различных учебных курсов/дисциплин (модулей, разделов) в соответствии с
индивидуальным образовательным запросом;
- расширение доступа обучающихся (слушателей) к образовательным
ресурсам организаций-партнеров;
- реализация новых подходов к организационному построению
образовательного процесса в Организации, образовательных и иных
организациях сети;
- формирование актуальных компетенций слушателей за счет изучения
и использования опыта ведущих организаций по профилю деятельности.
3. Порядок реализации сетевого взаимодействия
3.1. Образовательные услуги по реализации совместно разработанной
(согласованной) программы или ее части оказываются в соответствии с
требованиями ________ (указываются нормативные правовые акты),
определяющих содержание программ, необходимый объем учебной
нагрузки, требования к уровню подготовки обучаемых, в соответствии с
утвержденными учебными планами, годовым календарным учебным
графиком, расписанием занятий и другими документами, описывающими
организацию и реализацию части программы.

28

3.2. Организация несет ответственность в полном объеме за
организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией.
3.3. Организации-партнеры, участвующие в сетевой форме, несут
ответственность за реализацию части программы:
- соблюдение требований образовательных стандартов и других
нормативных документов, регламентирующих учебный процесс;
- соблюдение сроков, предусмотренных календарным графиком
учебного процесса;
- материально-техническое обеспечение (обеспечение помещением,
оборудованием и т.д.);
- методическое сопровождение данной части программы (обеспечение
литературой, контрольно-тестовыми материалами, рекомендациями по
самостоятельной работе обучающихся и т.д.).
3.4. Реализация сетевого взаимодействия может осуществляться в
форме очной, очно-заочной или заочной; с использованием (применением)
дистанционных образовательных технологий и (или) с использованием
электронных образовательных ресурсов.
3.5. Информирование о программах, которые могут быть реализованы в
сетевой форме, осуществляется Организацией с использованием:
- интернет-сайта Учреждения;
- объявлений, размещенных на информационных стендах;
- личных собеседований с обучающимися;
- иными доступными способами.
3.6. Реализация программ в сетевой форме осуществляется на
основании договоров о сетевой форме реализации программы, заключаемых
между Организацией и организациями-партнерами.
3.7. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ
должен учитывать требования законодательства об образовании, в том числе
положения статьи 15 ФЗ №273.
4. Организационное обеспечение сетевого взаимодействия
4.1. Общее руководство работой по организационному обеспечению и
информационной поддержке сетевого взаимодействия осуществляет
уполномоченное лицо Организации.
4.2. Организационное обеспечение сетевого взаимодействия включает
следующие процессы:
- определение механизма сетевого взаимодействия (утверждение
совместной образовательной программы/отдельных учебных модулей или
использование материально-технической базы и ресурсов организациипартнера);
- подготовительные мероприятия по созданию и (или) оформлению
комплекта документов для организации сетевого взаимодействия;
- заключение договора о сетевой форме реализации программы или
иного договора (договора о сотрудничестве и совместной деятельности,
договора возмездного оказания услуг и других);

29

- информирование обучающихся о программах, которые могут быть
реализованы в сетевой форме;
- выполнение условий заключенного договора в части организации
необходимых мероприятий по организации сетевой формы обучения;
- организационно-техническое обеспечение;
- финансовое обеспечение;
- итоговый анализ результатов.
4.3. В систему организаций, осуществляющих сетевое взаимодействие,
могут входить:
- образовательные организации - некоммерческие организации,
осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в
качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради
достижения которых такие организации созданы;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том
числе иностранные, то есть образовательные организации и организации,
осуществляющие обучение (организации, осуществляющие на основании
лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в
качестве дополнительного вида деятельности);
- иные (ресурсные) организации: медицинские организации,
организации культуры, научные организации, физкультурно-спортивные и
иные организации,
обладающие ресурсами,
необходимыми для
осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики
и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных
соответствующей образовательной программой.
4.4. При реализации Организацией программы в сетевой форме
совместно с организацией-партнером устанавливается порядок совместной
разработки и утверждения (согласования) программы, а также учебного
плана.
4.5. Утверждение (согласование) совместных программ осуществляется
уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом
управления Организации и организации-партнера в соответствии с их
уставами.
4.6. В учебном плане совместной программы указываются
организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины,
циклы дисциплин).
4.7. Организация осуществляет набор на образовательную программу,
координирует мероприятия по реализации образовательной программы,
контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.
5. Правовое обеспечение реализации программ в сетевой форме
В случае необходимости Организацией обеспечивается внесение
соответствующих изменений в устав, структуру Организации и (или)
должностные инструкции руководителей, заместителей руководителей,
педагогических и иных работников, приказы, положения, иные локальные

30

нормативные акты в целях установления соответствующих норм,
направленных на установление:
- правил приема обучающихся, режима занятий обучающихся, формы,
периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, порядка и основания перевода, отчисления и
восстановления обучающихся, порядка оформления возникновения,
приостановления и прекращения отношений между Учреждением,
обучающимися и (или) родителями (законными представителями)
обучающихся в связи с использованием сетевой формы реализации
образовательной программы;
- правил и порядка зачисления обучающегося в соответствующую
учебную группу и (или) о предоставлении обучающемуся возможности
осваивать программу (часть программы) в рамках сетевой формы
взаимодействия, а также регламента и порядка отчисления обучающегося;
- порядка изменения образовательных отношений как по инициативе
обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося, так и по инициативе Организации и (или) организациипартнера;
- правил учета и формы предоставления сведений о посещаемости
занятий обучающимися по программам согласно договору между
Организацией и организацией-партнером;
- порядка учета результатов текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся посредством ведения сетевых
классных журналов в бумажном и (или) электронном виде (электронных
классных журналов) в соответствии с законодательством;
- правил и порядка реализации академической мобильности
(сопровождения) обучающихся к месту обучения в рамках реализации
сетевой формы до организации-партнера и обратно в Организацию, а также
определение ответственных лиц, осуществляющих такое сопровождение;
- порядка итоговой аттестации обучающихся по разработанным
совместным программам в рамках сетевого взаимодействия.
6. Статус обучающихся (слушателей) при реализации программы в
сетевой форме
6.1. Права, обязанности и ответственность обучающихся по
программам, реализуемым с использованием сетевой формы, а также
порядок осуществления указанных прав и обязанностей определяются
Федеральным законом, уставом и (или) соответствующими локальными
нормативными актами Организации с учетом условий договора о сетевой
форме реализации программы.
6.2. Зачисление на обучение в рамках сетевой формы образования
происходит в соответствии с установленными правилами приема
Организации.

31

6.3. Обучающиеся не отчисляются на период пребывания в
организации-партнере, поскольку такое пребывание является частью сетевой
образовательной программы, на которую зачислены обучающиеся.
6.4. Использование обучающимися учебной литературы, пособий и
иных учебных материалов, в рамках освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин и т.д. осуществляется в порядке, установленном Организацией по
согласованию с организациями-партнерами в соответствии с условиями
договора о сетевой форме реализации программы.
6.5. Порядок и режим использования обучающимися материальнотехнического оборудования при освоении учебных программ в рамках
сетевого взаимодействия в организациях-партнерах осуществляется в
порядке, предусмотренном договором между Организацией и данными
организациями.
6.6. Обучающиеся осваивают предусмотренную договором часть
сетевой программы в организации-партнере и предоставляют в Организацию
информацию, необходимую для выставления промежуточной аттестации по
соответствующим учебным курсам, дисциплинам (модулям, разделам),
практике и/или стажировке и т.д., если иное не предусмотрено договором о
сетевой форме реализации программы.
6.7. Обучающиеся проходят итоговую аттестацию (при необходимости)
по сетевой программе в порядке, установленном в Организации.
6.8. К процессу оценки качества обучения по решению Организации и
организации-партнера могут привлекаться внешние эксперты.
7. Финансовые условия обучения
7.1. Финансирование сетевого взаимодействия может осуществляться
за счет:
- средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения
государственного (муниципального) задания;
- средств, полученных от приносящей доход деятельности,
предусмотренной уставом организации;
- средств, получаемых от государственных и частных фондов, в том
числе международных;
- добровольных пожертвований и целевых взносов физических и
юридических лиц (в том числе иностранных);
- иных поступлений в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
7.2. Для определения необходимого финансового обеспечения
реализации совместной образовательной программы в рамках сетевого
взаимодействия Организацией может применяться метод нормативноподушевого финансирования – определяются затраты на одного
обучающегося и (или) на иную единицу образовательной услуги при
реализации соответствующей программы. Стоимость образовательной
услуги в соответствии с договором о сетевой форме не может быть больше
стоимости данной услуги в Организации.

32

7.3. При этом условия финансирования сетевого взаимодействия
определяются в каждом конкретном случае на основании договора о
сотрудничестве или договора о сетевом взаимодействии между
Организацией и организацией-партнером.
7.4. Порядок и источники финансирования программ, реализуемых в
форме сетевого взаимодействия, в каждом конкретном случае
согласовываются с соответствующим планово-финансовым или другим
структурным подразделением организации.
7.5. Необходимо учитывать наличие дополнительных затрат и
издержек, связанных с сетевой формой взаимодействия, к которым могут
относиться затраты и издержки, обусловленные:
- расходами на транспортное обеспечение обучающихся Организации и
(или) педагогических работников организации-партнера;
- расходами, связанными с применением электронного обучения и
(или) дистанционных образовательных технологий (приобретение,
установка, техническое обслуживание и ремонт соответствующего
оборудования, оплата интернет-трафика, услуг телефонной связи и т.д.);
- расходами, связанными с усложнением организации образовательного
процесса и возможным увеличением объема работ, выполняемых
отдельными работниками организации и (или) организаций-партнеров
(согласование режимов занятий, расписаний уроков и иных мероприятий,
осуществление диспетчерских функций, сопровождение обучающихся во
время перевозки, осуществление обмена оперативной и иной информацией и
т.д.).
7.6. Для определения финансового обеспечения реализации программы
в рамках сетевого взаимодействия, при котором используется материальнотехническая база, кадровые или иные ресурсы организации-партнера, могут
применяться методы определения нормативных затрат (нормативный,
структурный или экспертный методы).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА
о сетевой форме реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы

Договор №__
о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
г. ___________________

«__» ____________ 20__ г.

Образовательная организация (полное наименование ОО) в лице
руководителя/директора (ФИО), действующего на основании Устава,
осуществляющая образовательную деятельность на основании лицензии от
«__» ___ 20__ г. ____ серия _____, выданной ______________, именуемая в
дальнейшем «Организация №1» (иное наименование/сокращение ОО),
организация-партнер (полное наименование иной организации) в лице
(должность ФИО), действующего на основании Устава, осуществляющая
образовательную деятельность на основании лицензии от «__» ____ 20__ г.
_____ серия _________, выданной _____________ (оставить при наличии),
именуемая в дальнейшем «Организация №2», а вместе в дальнейшем
именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Общие положения
1.1. Стороны заключают настоящий Договор о сетевой форме
реализации программ по следующим направлениям подготовки (указать
требуемое).
1.2. Программы реализуются Сторонами в сетевой форме в
соответствии с ФЗ № 273 и иными нормативными правовыми актами.
1.3. Зачисление на обучение по программе, реализуемой Сторонами в
сетевой форме, производится в соответствии с действующим
законодательством и утвержденным порядком приема обучаемых в
Организацию №1.
1.4. Стороны согласуют между собой учебные планы, выделяя
дисциплины (модули), практики, научно-исследовательскую работу и другие
виды образовательной деятельности обучающихся для реализации их в
сетевой форме.

34

1.5. Стороны вправе в ходе реализации настоящего договора дополнить
предметы, цель и задачи договора путем подписания дополнительного
соглашения к настоящему Договору.
1.6. Реализация данного Договора направлена на:
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций и
повышение качества и доступности образования за счет интеграции и
использования ресурсов организаций-партнеров;
- разработку курсов и программ с возможностью использования
материально-технических ресурсов организации-партнера, в том числе
современного, высокотехнологичного оборудования;
- апробацию и внедрение инновационных образовательных программ;
- повышение уровня технологических компетенций и развитие
профессионального мастерства педагогов.
2. Предмет договора
Организация
№1
реализует
часть
дополнительной
общеобразовательной программы (далее – программа) для ___________
(нужное указать) _______обучения по направленности/модулю/иное (нужное
оставить) ___________ название ___________ в объеме ____ часов с
использованием в сетевой форме ресурсов Организации №2. Программа
_____ Организацией №1 или совместно Сторонами разрабатывается и
утверждается ____________.
3. Правовой статус обучающихся
3.1. Стороны реализуют программу в отношении обучающихся,
принятых в установленном законодательством порядке, а также в рамках
регламентов и правил, установленных внутренними локальными
нормативными актами, на обучение по ней в Организацию №1 и являющихся
(обучающимися/слушателями/иное).
3.2. В Организации №2 обучающиеся являются ___________________
(обучающимися/слушателями/иное). Перечень обучающихся согласуется
Сторонами путем оформления приложений к настоящему договору не
позднее чем за ___ рабочих дней до начала реализации программы. Общее
количество обучающихся по программе составляет ___ человек (Приложение
№1).
4. Права и обязанности сторон
4.1. Организация №1 обязуется:
4.1.1. Создавать условия для совместной разработки (или согласования)
с Организацией N 2 программы, а также учебного плана;
4.1.2. Разработать правила и порядок обеспечения академической
мобильности (сопровождение) обучающихся до места проведения занятий в
Организации №2, а также назначить ответственных лиц, обеспечивающих
такое сопровождение обучающихся;

35

4.1.3. Оплачивать использование ресурсов для реализации программ в
сетевой форме из расчета цены услуги за 1 час (на 1 обучающегося) _____
руб. (оставить при необходимости);
4.1.4. Использовать помещения, оборудование, иное имущество
Организации №2 по Договору, обеспечивать его сохранность с учетом
естественного износа, а также гарантировать целевое использование
имущества в случае, если цели предоставления имущества были указаны в
дополнительном Договоре о его предоставлении в пользование;
4.1.5. информировать Организацию №2 об изменении состава
обучающихся в течение срока действия Договора;
4.1.6. разработать при необходимости совместно с Организацией №2
порядок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся по совместно разработанным (согласованным)
программам в рамках сетевого взаимодействия;
4.1.7. осуществлять оформление и выдачу документов о прохождении
обучения/освоения
обучающимися
программы
(оставить
при
необходимости).
4.2. Организация №2 обязуется:
4.2.1. Предоставить Организации №1 в качестве ресурсов: учебные
помещения/аудитории/залы/лаборатории/лектории/спортивные
объекты/территории/иное
(нужное
указать),
укомплектованные
высокотехнологичным оборудованием/спортивным инвентарем/театральным
реквизитом/иное (нужное указать), расположенные по адресу ___________
для реализации программ на основании учебного плана и расписания
(Приложение №2);
4.2.2. Обеспечивать должный уровень качества учебного процесса в
рамках совместно разработанных (согласованных) программ и учебных
планов, в том числе методическую поддержку педагогическим работникам
Организации №1;
4.2.3. Оказывать содействие в организации промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся по образовательной программе ______ (оставить
при необходимости); в соответствии с календарным учебным графиком
направлять справку о результатах промежуточной аттестации обучающихся
(защиты творческого проекта/результатов соревнований/аттестационной
работы), включающую зачетные (экзаменационные) ведомости, на основании
которых Стороны осуществляют зачет результатов освоения программы
_________ (оставить при необходимости);
4.2.4. Осуществлять иные действия, не противоречащие целям
заключения настоящего договора.
4.3. Стороны совместно:
4.3.1. Разрабатывают программу (при необходимости);
4.3.2. Утверждают расписание занятий;
4.3.3. Реализуют часть программы, указанной в настоящем Договоре;
4.3.4. Обеспечивают доступ обучающихся к основным сведениям об
организациях: уставам, лицензиям на осуществление образовательной

36

деятельности, свидетельствам о государственной аккредитации, другим
документам,
регламентирующим
организацию
и
осуществление
образовательной деятельности, права и обязанности, обучающихся при
реализации образовательной программы;
4.3.5. Создают обучающимся необходимые условия для освоения
программы;
4.3.6. Проявляют уважение к личности обучающихся, не допускают
физического и психологического насилия;
4.3.7. Во время реализации программы несут ответственность за жизнь
и здоровье обучающихся.
5. Финансовое обеспечение реализации программы
5.1. Заключение настоящего Договора не влечет возникновение
финансовых обязательств Сторон; обязательства имущественного характера,
связанные с реализацией настоящего Договора, принимаются и реализуются
Сторонами в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
ИЛИ
5.1. Организация №2 оказывает услуги по реализации ______/
предоставляет ресурсы, а Организация №1 оплачивает их использование при
реализации образовательной программы в сетевой форме на условиях
настоящего Договора.
Оплата по договору составляет __ рублей (оставить при
необходимости).
Финансирование осуществляется на основании расчета в рамках
установленных нормативов и утверждается соответствующим приложением
к договору.
5.2. Оплата по договору производится Организацией №1 путем
безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет
Организации №2 (указывается период и сроки оплаты).
5.3. Стороны могут привлекать для реализации образовательной
программы иные финансовые средства за счет внебюджетных источников, в
том числе средств физических и юридических лиц.
5.4. Стороны разрабатывают систему стимулирования труда и адресной
социальной поддержки преподавательского состава на основе Уставов
Организаций №1 и №2 (оставить при необходимости).
6. Условия и порядок осуществления образовательной деятельности
при реализации образовательной программы
6.1. Организацией №1 при реализации образовательной программы
используются ресурсы Организации №2, указанные в пункте 4.2.1.
настоящего Договора.
6.2. При реализации образовательной программы предусмотренные
пунктом 4.2.1 настоящего Договора ресурсы используются для обеспечения
качества оказываемой образовательной услуги, соответствующего

37

требованиям,
установленным
образовательными стандартами.

федеральными

государственными

7. Срок действия Договора
7.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.
7.2. Реализация программы по настоящему Договору начинается с
момента заключения настоящего Договора или «_» ___ 20__ г. (указывается
дата).
7.3. Завершение действия Договора наступает после завершения
реализации программы «__» _____ 20_ г., исполнения сторонами
обязательств по настоящему договору и подписания Сторонами актов о
выполнении настоящего договора.
8. Ответственность Сторон
8.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
8.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или
полное неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение
является следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных
обстоятельств): стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения),
войн, революций, ограничительных и запретительных актов государственных
органов, непосредственно относящихся к выполнению настоящего Договора.
Указанные обстоятельства должны возникнуть после заключения Договора,
носить чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер и не
зависеть от воли Сторон.
8.3. О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств
Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по
настоящему Договору, должна немедленно известить другую Сторону в
письменной форме, приложив соответствующие подтверждающие
документы.
8.4. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств в ___ срок
исполнения обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в
течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия.
9. Порядок изменения и прекращения Договора
9.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть
изменены по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям,
предусмотренным законодательством Российской Федерации.
9.2. В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны
обязуются уведомить об этом друг друга в течение 5 дней.
9.3. Настоящий Договор может быть прекращен по соглашению Сторон
или
в
судебном
порядке
по
основаниям,
предусмотренным
законодательством Российской Федерации.

38

9.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих
одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из
сторон.
10. Реквизиты и подписи Сторон
Организация № 1
Реквизиты

Организация № 2
Реквизиты

подпись руководителя
_____________/____________

подпись руководителя
_____________/____________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».