russkij_jazyk_4

1.Аннотация к программе по русскому языку
УМК «Школа России»
Язык по своей специфики и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средочием культуры
народа, основной формы проявления национального и личного самосознания и , наконец,
первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения,
поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном
функционировании. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе
состоит в том, чтобы заложить основу формирования функциональной грамотной личности,
обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цели курса русского языка в 4 классе начальной школе (обще-учебные компетенции):
 формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников:
читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий,
вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять
несложные монологические высказывания;
 формирование элементарной лингвистической компетенции;
 развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык»
Задачи курса русского языка в 4 классе начальной школе (предметно-ориентированные
компетенции):
дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств
русского языка, свойствах родного слова;
обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из
области лексики, фонетики и графики, а также формирование умений применять эти
знания на практике;
 сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках
программы);
развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи,
способствовать умению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые
умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать
собственную в устной и письменной форме;
способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих
способностей детей;
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания,
говорения;
 формирование элементарной лингвистической компетенции;






НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Конституция Российской Федерации;
З ак он Р о с си й ск ой Ф ед ер ац и и «О б об раз ов ан и и » от 10.07.1992 г. (в редакции
Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями,
внесенными федеральными законами от 16ноября 1997 г .№ 144-ФЗ; от 20 июля 2000 г.
№ 102-ФЗ; от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ ст. 2,6,7, 9, 14, 17, 31, 32);
СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; раздел 2.9.; (постановление
















Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.
№ 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах
разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
6 октября 2009 № 373».;
Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472
«О введении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
6 октября 2009 № 373»;
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК
«Школа России», «Просвещение» 2011г.
Письмо Минобрнауки Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных
программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Методическое письмо Минобразования России от 19.11.98 №1561/14-15
«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Предмет преподается на базовом уровне, 5 часов в неделю, в год 170 ч. Соблюдается
преемственность в преподавании с 1 по 4 класс.
Соблюдаются интегративные линии с предметами литературное чтение, окружающий мир.
Реализует ценностные ориентиры Программы развития образовательного учреждения
«Школа гражданской культуры» - развитие речи, мышления, воображения школьников,
способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, осознать себя
носителем языка, обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение
грамматического строя речи, приобщение учащихся к традициям русского народа,
формирование умения представлять свою страну, культуру.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.1. Наименование разделов учебной программы и характеристика основных
содержательных линий
Синтаксис и пунктуация
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными
союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и
без союзов. Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по
сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий,
посещения театра и т. д.), с однородными членами. Простые и сложные предложения.
Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с
использованием простых и сложных предложений, а также предложений с
однородными членами.
Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога. Составление и
запись предложений с прямой речью.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале,
середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания
предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.

Морфология. Имя существительное
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных,
изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные.
Основные типы склонения имен существительных. Правописание безударных падежных
окончаний существительных с твердой и мягкой основами ( 1 , 2 , 3-го склонения), кроме
существительных на - мя, - ий, - ие, - ия. Склонение существительных во множественном
числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Употребление предлогов с именами существительными, стоящими в разных падежах.
Составление предложений (текстов) с существительными в определенном падеже,
различение в предложениях именительного и винительного, родительного и
винительного падежей.
Имя прилагательное
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Склонение имен
прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой
основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода.
Способы проверки. Склонение прилагательных единственного числа женского рода с
твердой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода.
Способы проверки. Склонение прилагательных множественного числа с твердой и
мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа.
Способы проверки. Прилагательное как член предложения. Употребление имен
прилагательных в речи. Составление предложений (текстов) с использованием
прилагательных, близких и противоположных по значению.
Личные местоимения
Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.
Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений единственного и
множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные
местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи.
Редактирование текстов с использованием личных местоимений.
Глагол
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма
глагола. Время глагола, изменение по лицам и числам. I и II спряжения глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в
глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на -тся, -ться. Изменение глаголов в
прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения. Особенности
употребления глаголов в речи (сказках, стихотворениях,, прозе, научно-описательных
статьях). Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи.
Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и
противоположных по значению, в различных формах.

№
1
2
3
4
5
6
7
8

СТРУКТУРА КУРСА
Модуль (раздел)
Примерное количество часов
Повторение
11
Предложение
9
Слово в языке и речи
21
Имя существительное
43
Имя прилагательное
30
Личные местоимения
7
Глагол
34
Повторение
15
Итого
170 час.

2.2. Требования к подготовке учащихся 4 класса

Обучающиеся должны называть:
признаки простого и сложного предложений;
признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных
(без терминологии);
признаки однородных членов предложения;
лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного,
личных местоимений, глагола, наречия;
признаки 1, 2, 3-го склонения имен существительных;
признаки I и II спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
простое и сложное предложения; главные и второстепенные члены предложения;
лексико-грамматические признаки изученных частей речи; типы склонения имен
существительных (1,2, 3-е), типы спряжения глаголов (I и II).
Обучающиеся должны решать практические учебные задачи:
производить синтаксический разбор предложения;
расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с
однородными членами;
устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу,
извинение, отказ, приглашение, поздравление;
разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы
неопределенной формы;
безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75—80 слов) с
изученными орфограммами в I—IV классах (безударные падежные окончания
существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II
спряжения и т. д.);правильно писать - тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица
единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.






2.3.Система оценки планируемых результатов. Формы и виды контроля.
Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного подхода к изучению
родного языка. Одной из технологий личностно ориентированного обучения является
обучение в сотрудничестве, где главным является идея « учиться вместе», работая в парах
или малыми группами. Учитывая особенности детей начальной школы на уроках русского
языка широко применяется игровая деятельность, проблемное обучение, технология
развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.
Формы проведения уроков:
беседы, комбинированные, интегрированные уроки,
практикумы, работа в группах, организационно – деятельностные игры, работах в парах,
дифференцированные задания.
Система оценивания – пятибалльная, рейтинговая.
Система домашних заданий - поурочная, творческие проекты, без домашнего задания)
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№
1
2
3
4
5

Вид контроля
Контрольное списывание
Контрольный диктант
Изложение
Сочинение
Тестовые работы

График проверочных работ

четверть
I
II
III
IV

списывание
1
1
1
-

диктант
2
3
3
1

сочинение
2
1
2
1

изложения
2
2
1
1

4. Материально-техническое обеспечение.
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого
включающими учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
№

АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД

класса,

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ИЗДАНИЯ
1

2
3

С. В. Анащенкова,
М. А. Бантова,
Г. В. Бельтюкова и
др.
В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий
В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий

4

5
6

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий

Рабочая программа УМК
«Школа России» по русскому
языку

2011 г.

«Просвещение», М.

«Русский язык» учебник

2014 г.

«Просвещение», М.

Рабочая тетрадь № 1, 2 к
учебнику
Русский
язык.
4
класс
Дидактические
карточки–
задания.
Обучение в 4 классе по
учебнику «Русский язык».
Грамматические таблицы

2014 г.

«Просвещение», М.

2014 г.

«Просвещение», М.

2014 г.

«Просвещение», М.
«Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».