1.Аннотация к программе по русскому языку УМК «Школа России» Язык по своей специфики и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средочием культуры народа, основной формы проявления национального и личного самосознания и , наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функциональной грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цели курса русского языка в 4 классе начальной школе (обще-учебные компетенции): формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания; формирование элементарной лингвистической компетенции; развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык» Задачи курса русского языка в 4 классе начальной школе (предметно-ориентированные компетенции): дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова; обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, а также формирование умений применять эти знания на практике; сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы); развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать умению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме; способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей; развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; формирование элементарной лингвистической компетенции; НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ Конституция Российской Федерации; З ак он Р о с си й ск ой Ф ед ер ац и и «О б об раз ов ан и и » от 10.07.1992 г. (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 16ноября 1997 г .№ 144-ФЗ; от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ; от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ ст. 2,6,7, 9, 14, 17, 31, 32); СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; раздел 2.9.; (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.) Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»; Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».; Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»; Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»; Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Школа России», «Просвещение» 2011г. Письмо Минобрнауки Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» Методическое письмо Минобразования России от 19.11.98 №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Предмет преподается на базовом уровне, 5 часов в неделю, в год 170 ч. Соблюдается преемственность в преподавании с 1 по 4 класс. Соблюдаются интегративные линии с предметами литературное чтение, окружающий мир. Реализует ценностные ориентиры Программы развития образовательного учреждения «Школа гражданской культуры» - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, осознать себя носителем языка, обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, приобщение учащихся к традициям русского народа, формирование умения представлять свою страну, культуру. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 2.1. Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий Синтаксис и пунктуация Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные. Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов. Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий, посещения театра и т. д.), с однородными членами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, а также предложений с однородными членами. Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением. Морфология. Имя существительное Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные. Основные типы склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами ( 1 , 2 , 3-го склонения), кроме существительных на - мя, - ий, - ие, - ия. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными, стоящими в разных падежах. Составление предложений (текстов) с существительными в определенном падеже, различение в предложениях именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Имя прилагательное Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки. Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки. Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки. Прилагательное как член предложения. Употребление имен прилагательных в речи. Составление предложений (текстов) с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению. Личные местоимения Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное. Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи. Редактирование текстов с использованием личных местоимений. Глагол Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Время глагола, изменение по лицам и числам. I и II спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на -тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения. Особенности употребления глаголов в речи (сказках, стихотворениях,, прозе, научно-описательных статьях). Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи. Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах. № 1 2 3 4 5 6 7 8 СТРУКТУРА КУРСА Модуль (раздел) Примерное количество часов Повторение 11 Предложение 9 Слово в языке и речи 21 Имя существительное 43 Имя прилагательное 30 Личные местоимения 7 Глагол 34 Повторение 15 Итого 170 час. 2.2. Требования к подготовке учащихся 4 класса Обучающиеся должны называть: признаки простого и сложного предложений; признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без терминологии); признаки однородных членов предложения; лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия; признаки 1, 2, 3-го склонения имен существительных; признаки I и II спряжения глаголов. Обучающиеся должны различать и сравнивать: простое и сложное предложения; главные и второстепенные члены предложения; лексико-грамматические признаки изученных частей речи; типы склонения имен существительных (1,2, 3-е), типы спряжения глаголов (I и II). Обучающиеся должны решать практические учебные задачи: производить синтаксический разбор предложения; расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами; устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление; разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределенной формы; безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75—80 слов) с изученными орфограммами в I—IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);правильно писать - тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями. 2.3.Система оценки планируемых результатов. Формы и виды контроля. Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного подхода к изучению родного языка. Одной из технологий личностно ориентированного обучения является обучение в сотрудничестве, где главным является идея « учиться вместе», работая в парах или малыми группами. Учитывая особенности детей начальной школы на уроках русского языка широко применяется игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии. Формы проведения уроков: беседы, комбинированные, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно – деятельностные игры, работах в парах, дифференцированные задания. Система оценивания – пятибалльная, рейтинговая. Система домашних заданий - поурочная, творческие проекты, без домашнего задания) КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ № 1 2 3 4 5 Вид контроля Контрольное списывание Контрольный диктант Изложение Сочинение Тестовые работы График проверочных работ четверть I II III IV списывание 1 1 1 - диктант 2 3 3 1 сочинение 2 1 2 1 изложения 2 2 1 1 4. Материально-техническое обеспечение. Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого включающими учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя. № АВТОРЫ НАЗВАНИЕ ГОД класса, ИЗДАТЕЛЬСТВО ИЗДАНИЯ 1 2 3 С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 4 5 6 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Рабочая программа УМК «Школа России» по русскому языку 2011 г. «Просвещение», М. «Русский язык» учебник 2014 г. «Просвещение», М. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику Русский язык. 4 класс Дидактические карточки– задания. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык». Грамматические таблицы 2014 г. «Просвещение», М. 2014 г. «Просвещение», М. 2014 г. «Просвещение», М. «Просвещение»