РП ОДНКНР 5

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Отдел образования МО "Томаринский городской округ"
МБОУ СОШ № 2 г. Томари Сахалинской области

РАССМОТРЕНО:
На методическом совете школы

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы:

______________

______________Тен О.В.

______________Рохо-Фернандес Т.Л.

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от "" г.

от ""

от "" г.

г.

Рабочая учебная программа
по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» для 5-х классов
основного общего образования
Срок реализации программы: 1 год
Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом общего образования на основе программы комплексного учебного
курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

Составитель:
Варина И.М

г.Томари
2022 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного
учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России»
авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной
культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. - М.: ., В.И.
Власенко, А.В. Поляков.
В

соответствии

с

федеральным

государственным

образовательным

стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной
области

«Основы

духовно-нравственной

культуры

народов

России»

предполагается в пятом классе.
Главное назначение предмета-развивать общую культуру школьника,
формировать

гражданскую

идентичность, осознание

своей

принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать
уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя
из

этого,

главной

особенностью

этого

курса

является

представление

культурообразующего содержания духовнонравственного воспитания. Именно
культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического,
религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной,
так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников
представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли
различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных
ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с
принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия
накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом,
честностью,

порядочностью

предшествующих

поколений,

с

принятием

ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Общая характеристика учебного предмета:
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает

формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных
религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и
всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и
систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных
ценностях, которые являются основополагающими для нашей
многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных
представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том,
что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать
согласно
общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван
обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием
(ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и
новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав
национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое
значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а
не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое

значение

изучения

данного

предмета

младшими

подростками

определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12
лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям,
они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники
этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства,
ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического
мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление,

воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и
работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более
серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют
информационными

умениями

и

способны

работать

с

информацией,

представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано
сочетание разных методов обучения - чтение текстов учебника, анализ рассказа
учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д.
обеспечивают:
- организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах
(из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей
взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники
продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете
человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
- отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде
(рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки,
схемы);
и

последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого
религиозного

содержания

(текстовое

объяснение;

наличие

толкового

словарика).
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и
развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и

1.

значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире
культуры»).
2.

Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в

повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории
страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить

духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3.

Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада

различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел
«Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной
школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с
содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания»,
«Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник (Виноградовой Н.Ф. Основы
духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.
Поляков. - М.: Вентана-Граф, 2015.), который построен в полном соответствии с
программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные
средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовно-нравственной
культуры народов России».
1.

Культуроведческий

принцип

определяет

возможность

широкого

ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором,
декоративно-прикладным

искусством,

архитектурой,

особенностями

быта,

праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство
с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную
адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие
нравственные

качества

гражданина

многонационального

государства

-

толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2.

Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у

формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру,
обществу, взаимоотношениям людей и т. П., что позволяет приобщить её к
философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические
возможности и малый жизненный опыт младших подростков:
восприятия ими философских идей, тягу к

особенности

эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности.
Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен,
прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать
образы и фактологическую сторону явления.
3.

Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть

диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный
и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной
народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что
ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная
деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития.
Диалогичность

реализуется

разными

дидактическими

способами:

организацией текстов в учебнике; проведением учебных
диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4.

Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип

остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в
естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и
нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с
конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может
стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств
личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.
Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина - часть
большого Отечества, а окружающая его культурная среда - один из элементов
общероссийской культуры.
5.

Принцип

поступательности

обеспечивает

постепенность,

последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи
курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники
начинают решать более серьезные проблемные задачи.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Базисном
учебном (образовательном) плане:

•

предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного
предмета в 5 классе в объеме 34 часа, исходя из 1 часа в неделю.
•

при подготовке планирования структурирование и изучение учебного

материала определяется в соответствие с учебником Н.Ф.Виноградовой,
В.И.Власенко, А.В.Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов
России». 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:
«Вентана-Граф». 2015, ФГОС.
Структура учебника позволяет:
1. Изучение человека как творца и носителя культуры; нравственных
ценностей российского народа; бережного отношения к природе; семье, как
хранителя духовных ценностей.
2. Определение роли религии в развитии российской культуры, вклада каждой
религиозной конфессии в общероссийские культурные традиции; уделение
большого внимания формированию духовного мира школьника.
3.

Изучение

новых

терминов,

отражение

содержания

материала

в

иллюстративном ряде, выполнение проекта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета:
Предметные результаты
- овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура
общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный,
духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей,
терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека,
что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно - нравственной
культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской
культуры внесли традиционные религии разных народов;
-

умение различать основные религии народов России, описывать памятников

культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты
-

способность

планировать

и

организовывать

свою

учебную

и

коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,
видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и
взрослыми;
-

готовность

формулировать

и

высказывать

собственное

мнение,

аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные
взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и
научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать
её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять
результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое
мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим
поступкам.
Личностные результаты
- становление внутренней установки личности обучающихся на то, что
отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к
определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными
качествами и поступками;
-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и
традициям. Бережное отношение к своей родной культуре Предмет «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного
знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета - развивать
общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание
своей принадлежности к народу, национальности, российской общности;
воспитывать

уважение

к

представителям

разных

национальностей

и

вероисповеданий.Исходя из этого, главной особенностью этого курса является

представление
воспитания.

культурообразующего
Именно

содержания

культурообразующее

«ядро»

духовно-нравственного
отражает

все

грани

общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на
потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде
всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных
религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в
воспитании

у

подрастающего

поколения

нравственных

ценностей.

Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к
определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного
человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью,
порядочностью

предшествующих

поколений,

с

принятием

ценностей,

сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области
средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5
классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами
духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и
конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если
стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к
духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие
ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через
этнические,

культурные,

семейные

традиции,

общенациональные

и

межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека
является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет
свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках,
религиозных обрядах и др.;
Содержание обучения
Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура - плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры - представителей разных национальностей (К.
Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович,
Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек - творец и носитель
культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру
зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть
культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып,
Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные
примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий
Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных
конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад
народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде - красота человека. Тема
труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод
добрых трудов славен...». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на
благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья - хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные
ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в
православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи.
Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый
трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси.

Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и
образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на
развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее
убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама.
Первые столетия
ислама (VII-XII века) - золотое время исламской культуры. Успехи образования и
науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея.
Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление
памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с
разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере
предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные
меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных
ситуациях. Нравственные качества человека.
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить

полученную

информацию,

приводить

примеры

из

прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных
текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их
поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
•

Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.

Тематическое планирование уроков ОРКСЭ в 5 классах
(1 ч в неделю, всего 34 ).
№

тема

Кол-

5

во/ч
1

1. Введение

1

Первая недели сентября

Раздел 1. В мире культуры.
2

Величие
многонациональной

1ч

Вторая неделя сентября

российской

культуры
3

Человек - творец и носитель культуры

1ч

Третья неделя сентября

4

«Береги

1ч

Четвертая неделя сентября

землю родимую, как мать

любимую»
5

Жизнь ратными подвигами полна

1ч

Первая неделя октября

6

Защита проекта на тему «Жизнь ратными 1 ч

Вторая неделя октября

подвигами полна»
7

В труде - красота человека

1ч

Третья неделя октября

8

«Плод добрых трудов славен»

1ч

Четвертая неделя октября

9

Люди труда

1ч

Первая неделя ноября

10

Защита проекта на тему « Люди труда»

1ч

Вторая неделя ноября

11

Бережное отношение к природе

1ч

Третья неделя ноября

12

Бережное отношение к природе. Зачем

1ч

Четвертая неделя ноября

нужны заповедники

13

Семья

хранитель

-

духовных 1 ч

Первая неделя декабря

духовных 1 ч

Вторая неделя декабря

ценностей. Определение.
14

«Семья

-

хранитель

ценностей». Семья- первый трудовой
коллектив.
15

Семья

-

хранитель

духовных 1 ч

ценностей. Любовь- главная семейная

Третья неделя декабря
Четвертая неделя декабря

ценность.
16

Семья - хранитель духовных ценностей. 1 ч

Вторая неделя января

Семейные ценности народов России

17

Контрольная работа

1ч

Третья неделя января

Раздел 3. Религия и культура
18

Роль религии в развитии культуры

19

Культурное

1ч

Четвертая неделя января

наследие

христианской 1 ч

Первая неделя февраля

наследие

христианской 1 ч

Вторая неделя февраля

Защита проекта «Культурное наследие 1 ч

Третья неделя февраля

Руси.
20

Культурное

Руси. Духовная музыка
21

христианской Руси»
22

Культура ислама

1ч

Четвертая неделя февраля

23

Иудаизм и культура

1ч

Первая неделя марта

24

Культурные традиции буддизма

1ч

Вторая неделя марта

25

Контрольная работа

1ч

Третья неделя марта

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
26

Забота

государства

о

сохранении 1 ч

Четвертая неделя марта

духовных ценностей
27

Хранить память предков

1ч

Первая неделя апреля

28

Защита проекта « Хранить память

1ч

Вторая неделя апреля

1ч

Третья неделя апреля

предков».
29

Контрольная работа

Раздел 5. Твой духовный мир
30

Что составляет твой духовный мир.

1ч

Четвертая неделя апреля

31

Защита проекта на тему раздела «Что

1ч

Первая неделя мая

составляет твой духовный мир.
32

Твоя культура поведения

1ч

Вторая неделя Мая

33

Защита проекта «Этикет в жизни людей». 1 ч

Третья неделя Мая

34

Итоговая контрольная работа

1ч

Четвертая неделя мая

Итого

34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».