АООП природов 5 класс

Рабочая программа по природоведению 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся 5 класса, учебный план, которого реализует
адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому, разработана на основе: программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под ред. В.В. Воронковой;
- учебник- Лифанова Т.М. Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
Основные общеобразоват. программы / Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: с ил.
Цель:
обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями,
встречающимися в действительности; а также подготовка к дальнейшему усвоению уч-ся элементарных естествоведческих,
биологических, географических и исторических знаний.
Основные задачи:
1.Формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных
изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека:
2.Развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинноследственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
3.Воспитание понимание бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь
и стремления охранять природу.
Содержание учебного предмета
При знакомстве с окружающим миром у учеников спецшколы формируются знания о природе. Они изучают сезонные
изменения в природе, знакомятся со временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы. Обращают
внимание на сезонные изменения в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой. Они узнают о значении Солнца для
жизни на Земле.
В теме «Наш дом Земля» изучаются оболочки Земли.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются знания, полученные в начальной школе. При
знакомстве с домашними животными, комнатными растениями следует опираться на личный опыт учащихся.
В разделе «Есть на Земле страна-Россия» учащиеся знакомятся с Россией, с ее городами.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений,
полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой
для них. Индивидуальное обучение природоведению рассчитано на 1 урок в неделю.
На ведение предмета «Природоведение» отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в 5 классе.

Планируемые результаты изучения предмета:
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала,
поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких,
как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.). Программа
предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна — Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми
географическими объектами, расположенными на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей,
Лена, озеро Байкал, Уральские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся
географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для
творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной
программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они
обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностные результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец
обучения:
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях
иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире
относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса)
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые).
соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека.
соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнять несложные задания под контролем учителя;
адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения
необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ―
травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других
источников; уметь объяснять свое решение;
выделять существенные признаки групп объектов;
знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно
оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно
воспринимать похвалу;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.














Метапредметные результаты:
формирование умения планироват, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
познавательных задач;
использование различных способов поиска информации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установление
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись. измерение, опыт, сравнение,
классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Развитие жизненной компетенции:
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, умение пользоваться личными
средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки и т. п.), созданию специальных условий для пребывания в школе,
своих нуждах и правах в организации обучения.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог.
- Овладение социально-бытовыми умениями (уметь ориентироваться в школьном расписании занятий), используемыми в
повседневной жизни.
- Овладение навыками коммуникации (умение задать вопрос, обратиться с просьбой), способность сотрудничать с учителем,
сверстниками.
- Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации (использовать вещи в
соответствии с их функциями, адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и окружающих).
- Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных
ролей (знать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса в семье, в школе, в транспорте, в
магазине).
Учебно - методическое обеспечение:
учебник- Лифанова Т.М. Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные
общеобразоват. программы / Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: с ил.
Детская энциклопедия для умных и любознательных. Редакторы Альникин А., Вериютина А., Феданова Ю. - Ростов н/Д:
Владис, 2017. – 224 с.
Учебно-тематическое планирование по биологии
Класс: 5
Учитель: Габдулина А.В.
Количество часов: 68
Всего: 2 часа в неделю
Лабораторных работ – 5
Контрольных работ - 5
Промежуточная аттестация – 1
Учебно – тематический план.
№

1
2
3
4

Тема

Вселенная
Наш Дом-Земля
Есть н Земле Страна Россия
Итого:

Количество часов

9
47
12
68

Календарно-тематическое планирование
№
урокурока

Тема

1

Введение. Понятие о
природоведение

2.
3.

Небесные тела: планеты, звезды
П.Р.№1 «Зарисовка звездного неба,
формы Земли, луны, космического
корабля»

4.
5.

Солнечная система. Солнце
Исследование космоса. Спутники.
Космические корабли

6.
7.
8.

Полеты в космос
Смена дня и ночи
Смена времен года. Сезонные
изменения в природе
Контрольная работа №1
по теме « Вселенная». Тест.
Наш Дом-Земля (47ч.)
Воздух (10ч.)
Планета Земля. Оболочка Земли
Значение воздуха для жизни на
Земле
П.Р. № 2 «Свойства воздуха»

Предметные
результаты

Д/З

Практиче
ские,
контрольны
е работы,
экскурсии

С.3-7

Дата
план

3.09

Вселенная (9ч.)

9.

10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.

22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.

29.

Давление и и движение воздуха
Температура воздуха. Термометр
Движение воздуха в природе. Ветер
Состав воздуха. Кислород. Его
значение и применение
Состав воздуха. Углекислый газ и
азот
Охрана воздуха
Контрольная работа №2
по теме «Воздух»
Полезные ископаемые (14 ч.)
Виды полезных ископаемых. Их
значение , способы добычи
Полезные ископаемые, используемые в
качестве строительных материалов.
Гранит. Известняк
Песок. Глина
Горючие полезные ископаемые.
Торф
Каменный уголь.
Добыча использование каменного
угля
Нефть
Добыча и использование нефти
Природный Газ. Добыча,
использование. Правила обращения с
газом в быту
Полезные ископаемые,
используемые для получения металлов.
Черные металлы. Сталь. Чугун

С.8-9
Узнавать
и
называть изученные
объекты
на
иллюстрациях,
фотографиях
Иметь
представления
о
назначении
изученных объектов,
их
роли
в
окружающем мире
Относить
изученные объекты к
определенным
группам (осина –
лиственное
дерево
леса)
Называть сходные
объекты, отнесенные
к одной и той же
изучаемой
группе
(полезные
ископаемые).
Соблюдать режим
дня, правила личной
гигиены и здорового
образа
жизни,
понимать их значение
в жизни человека.
Соблюдать
элементарные
правила безопасного
поведения в природе
и
обществе
(под
контролем
взрослого);
Выполнять
несложные задания
под
контролем
учителя;
Адекватно
оценивать
свою
работу, проявлять к
ней
ценностное
отношение, понимать
оценку педагога.
Достаточный
уровень:
Узнавать
и
называть изученные
объекты
в
натуральном виде в
естественных
условиях,
знать
способы получения
необходимой

П.Р.№1
«Зарисовк
а звездного
неба, формы
Земли, луны,
космического
корабля».

4.09
10.09

С.9
С.12

11.09
17.09

С.14
С.17
С.18

18.09
24.09
25.09
К.Р.№1

С.22
С.23
С.25

1.10

2.10
8.10
П.Р. № 2
«Свойства
воздуха»

9.10

С.28
С.31
С.34
С.39

15.10
16.10
22.10
23.10

С. 42

29.10

С.45
КР.№2

30.10
12.11

С.48

13.11

С.51

19.11

С.54
С.57

20.11
26.11

С.60
С.61

27.11
3.12

С.64
С.65
С.68

4.12
10.12
11.12

С.71

17.12

факт

30.
31.
32.
33.

34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.

41.
42.

43.
44.
45.
46.
47.

Цветные металлы
Благородные (драгоценные) металлы
Охрана полезных ископаемых
Контрольная работа №3
по теме «Полезные ископаемые»
Вода (16 ч.)
Вода в природе. Роль воды в
питании живых организмов
Свойства воды
Растворимые и нерастворимые
вещества. Питьевая вода
Прозрачная и мутная вода. Очистка
мутной воды
Три состояния воды. Температура
воды и ее измерение
Расширение воды при нагревании и
сжатие при охлаждении, расширение
при замерзании
П.Р.№3 «Свойства воды»
Работа воды в природе
Значение воды в природе.
Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве
Вода в природе: осадки, воды суши.
Круговорот воды в природе
Воды Суши: ручьи, реки
Воды Суши: озера, болота, пруды,
водохранилища
Моря и океаны
П.Р.№4
«Обозначение морей и океанов на
карте»

48.
49.

Охрана воды
Контрольная работа №4
по теме « Вода». Тест
Поверхность суши. Почва (7ч.)

50.

Формы поверхности суши: равнины,
холмы, овраги
Горы
Почва-верхний слой земли. Состав
почвы
П.Р.№5 « Разнообразие почв»

51.
52.
53.

54.
55.
56.

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

Основное свойство почвы плодородие. Обработка почвы
Охрана почвы
Контрольная работа №5
по теме «Почва». Тест
Есть на Земле страна Россия (12ч.)
Место России на земном шаре.
Знакомство с картой
Моря и океаны, омывающие берега
России
Равнины и горы на территории
нашей страны
Реки и озера России
Москва – столица России
Санкт - Петербург
Города золотого кольца России:
Ярославль, Владимир, Ростов Великий

информации
об
изучаемых объектах
по заданию педагога;
Иметь
представления
о
взаимосвязях между
изученными
объектами, их месте в
окружающем мире;
Относить
изученные объекты к
определенным
группам с учетом
различных оснований
для
классификации
(клевер
―
травянистое
дикорастущее
растение;
растение
луга;
кормовое
растение;
медонос;
растение, цветущее
летом);
Называть сходные
по
определенным
признакам объекты из
тех, которые были
изучены на уроках,
известны из других
источников;
уметь
объяснять
свое
решение;
Выделять
существенные
признаки
групп
объектов;
Знать и соблюдать
правила безопасного
поведения в природе
и обществе, правила
здорового
образа
жизни;
Вступать в беседу;
обсуждать изученное;
проявлять
желание
рассказать о предмете
Изучения,
наблюдения,
заинтересовавшем
объекте;
Выполнять здания
без
текущего
контроля
учителя
(при
наличии
предваряющего
и
итогового контроля),
осмысленно
оценивать
свою
работу
и
работу
одноклассников,
проявлять
к
ней
ценностное
отношение, понимать
замечания, адекватно
воспринимать
похвалу;
совершать

С.74
С.77
С.80
К.Р.№3

18.12
24.12
25.12
31.12
14.01

С.85
С.86
С.88

15.01
21.01

С.91

22.01

С.93

28.01

С.95

29.01
П.Р.№3
«Свойства
воды»

4.02

С.99
С.102

5.02
11.02

С.105

12.02

С.108
С.109

18.02
19.02

С.112
П.Р.№4
«Обозначение
морей и
океанов на
карте»
С.114
К.Р.№4

25.02
26.02

3.03
4.03

С.116

10.03

С.117
С.119

11.03
17.03
П.Р.№5 «
Разнообразие
почв»

18.03

31.03
С.126
К.Р.№5
С.129

1.04
7.04
8.04
14.04
15.04

С.134
С.136
С.139
С.141
С.144

21.04
22.04
28.04
29.04
5.05

64.
65.
66.
67.
68.

Нижний Новгород, Казань,
Волгоград
Новосибирск. Владивосток.
Благовещенск
Население нашей страны
Экскурсия в Музей
Промежуточная аттестация. Тест.
Обобщение по всему курсу

действия
по
соблюдению
санитарногигиенических норм в
отношении
изученных объектов и
явлений;
выполнять
доступные возрасту
природоохранительн
ые действия;
осуществлять
деятельность по
уходу за комнатными
и культурными
растениями

С. 146

6.05

С.149

12.05

С.151
Экскурсия
Тест

13.05
19.05
20.05

предметные
результаты
узнавать
и
называть
изученные
объекты
на
иллюстрациях,
фотографиях
иметь
представления о
назначении
изученных
объектов, их роли
в
окружающем
мире
относить
изученные
объекты
к
определенным
группам (осина –
лиственное
дерево леса)
называть
сходные объекты,
отнесенные
к
одной и той же
изучаемой группе
(полезные
ископаемые).
соблюдать
режим
дня,
правила личной
гигиены
и
здорового образа
жизни, понимать
их значение в
жизни человека.
соблюдать
элементарные
правила
безопасного
поведения
в
природе
и
обществе
(под
контролем
взрослого);
выполнять
несложные
задания
под
контролем
учителя;
адекватно
оценивать свою
работу, проявлять
к ней ценностное
отношение,
понимать оценку
педагога.
Достаточный
уровень:
узнавать
и
называть
изученные
объекты
в
натуральном виде

в
естественных
условиях,
знать
способы
получения
необходимой
информации
об
изучаемых
объектах
по
заданию педагога;
иметь
представления о
взаимосвязях
между
изученными
объектами,
их
месте
в
окружающем
мире;
относить
изученные
объекты
к
определенным
группам с учетом
различных
оснований
для
классификации
(клевер
―
травянистое
дикорастущее
растение;
растение
луга;
кормовое
растение;
медонос;
растение,
цветущее летом);
называть
сходные
по
определенным
признакам
объекты из тех,
которые
были
изучены
на
уроках, известны
из
других
источников; уметь
объяснять
свое
решение;
выделять
существенные
признаки
групп
объектов;
знать
и
соблюдать
правила
безопасного
поведения
в
природе
и
обществе,
правила
здорового образа
жизни;
вступать
в
беседу; обсуждать
изученное;
проявлять
желание
рассказать
о

предмете
изучения,
наблюдения,
заинтересовавшем
объекте;
выполнять
здания
без
текущего
контроля учителя
(при
наличии
предваряющего и
итогового
контроля),
осмысленно
оценивать свою
работу и работу
одноклассников,
проявлять к ней
ценностное
отношение,
понимать
замечания,
адекватно
воспринимать
похвалу;
совершать
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических
норм в отношении
изученных
объектов
и
явлений;
выполнять
доступные
возрасту
природоохраните
льные действия;
осуществлять
деятельность по
уходу за
комнатными и
культурными
растениями

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».