МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Сахалинской области Отдел образования МО «Томаринский городской округ» МБОУ "СОШ № 2" г . Томари РАССМОТРЕНО: методическим советом школы СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ___________________ ____________Тен О.В. Протокол № Протокол № от "" г. от "" г. г. УТВЕРЖДЕНО: Директор: Рохо – Фернандес Т.Л. Приказ № от "" г.г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 802923) учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Варина Инна Михайловна учитель музыки г. Томари 2022 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне. Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей. Рабочая программа позволит учителю: реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; 2 определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20); разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются: 1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. 2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека. 3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия. 4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей. 3 5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.); д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства. 6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно. Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). 4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ» Фольклор — народное творчество Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.). Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ» Россия — наш общий дом Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА» Камерная музыка Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ идр.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма. Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.). Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА» Музыкальный фольклор народов Европы Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов. Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Национальные истоки классической музыки Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ» Храмовый синтез искусств Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА» Музыка и живопись Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т.д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.) 5 Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ » Джаз Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Репертуар всего контрольные практические для слушания работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы для пения для музицирования Кикимора А.Лядова, Колыбельна я А.Лядова р.н.п. Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, поле мое; Не одна -то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька Во поле береза стояла р.н.п 01.09.2022 29.09.2022 Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи.; Определение на слух:;; принадлежности к народной или; композиторской музыке;;; Разучивание и исполнение народных песен; танцев; инструментальных наигрышей; фольклорных игр; ; Устный опрос; видео и аудиозаписи, презентации,РЭШ Концерт № 1 П.И.Чайковского, Веснянка н.п. Красно солнышко П.Аедоницкого; Родная земля Я.Дубравина, Осень Ц.Кюи, Осень П.Чайковского Осенней песенки слова В.Серебренникова; Родина И. Хрисаниди. 30.09.2022 28.10.2022 Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:;; принадлежности к народной или; композиторской музыке;; Разучивание и исполнение народных песен; танцев; инструментальных; наигрышей; фольклорных игр разных народов России; ; Устный опрос; аудиозаписи, презентации Модуль 1. Музыка моего края 1.1. Фольклор — народное творчество 4 Итого по модулю: 4 0 0 Модуль 2. Народное музыкальное творчество России 2.1. Россия — наш общий дом 4 Итого по модулю: 4 0 0 Модуль 3. Музыка народов мира 7 3.1. Музыкальный фольклор народов Европы Итого по модулю: 3 0 0 Песня венецианского гондольера , Песня без слов Ф.Мендельсона, Баркарола Ф.Шуберта, Венецианская ночь М.И.Глинки В путь Ф.Шуберта 07.11.2022 27.11.2022 Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной; музыки народов Европы.;; Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов; европейского фольклора и фольклора народов России.;; Разучивание и исполнение народных песен; танцев. Двигательная; ; ритмическая; интонационная; импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо); ; 0 Маленькая ночная серенада, Реквием, Откуда приятный и нежный тот звон В.А. Моцарта; Орфей и Эвридика К. Глюк; И.С.Бах Ария из нотной тетради; Л. Бетховен Симфония №5; Н. Паганини Каприс № 24 Песня Сольвей Э.Грига; За рекою старый дом И.С.Баха, Волшебный смычок н.н.п, Маленький принц М.Таривердиева Мелодия Ф.Глюк 28.11.2022 25.12.2022 Устный Знакомство с образцами музыки опрос; разных жанров; типичных для; рассматриваемых национальных; стилей; творчества изучаемых; композиторов.;; Разучивание; исполнение не менее; одного вокального произведения; ; сочинённого композиторомклассиком (из числа изучаемых в данном разделе).; Просмотр художественных и; документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе.; ; Устный опрос; презентация, видео, аудио 3 Модуль 4. Европейская классическая музыка 4.1. Национальные истоки классической музыки 4 0 8 презентации, видео и аудио Итого по модулю: 4 Модуль 5. Русская классическая музыка 9 5.1. Образы родной земли Итого по модулю: 4 0 0 Перезвоны В.Гаврилина; опера Садко РимскогоКорсакова, Прелюдия С.Рахманинова, Сюита для двух фортепиано С.Рахманинова Снег М.Славкина, Тишина Е.Адлер 4 Модуль 6. Образы русской и европейской духовной музыки 10 Вальс цветов П.И.Чайковского; Ой , ты, темная дубравушка Н.А.РимскогоКорсакова 09.01.2023 05.02.2023 Устный Повторение; опрос; обобщение опыта; слушания; проживания; анализа музыки русских композиторов; полученного в начальных классах. Выявление; мелодичности; широты дыхания; ; интонационной близости русскому; фольклору.;; Разучивание; исполнение не менее; одного вокального произведения; ; сочинённого русским композитором-классиком.; ; РЭШ. аудио, видео, презентация 6.1. Храмовый синтез искусств Итого по модулю: 3 0 0 Концерт № 3 С.Рахманинова, Богородице, Дево радуйся С. Рахманинова, Чайковского, Любовь святая Г. Свиридова, Аве Мария Каччини, Бах-Гуно, Фрески Софии Киевской В. Кикта Снег идет, Запевка Г.Свиридова, Аве Мария Ф.Шуберта 3 Модуль 7. Жанры музыкального искусства 11 16.02.2023 Знаменный распев, русские 26.02.2023 песнопения Повторение; обобщение и; систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия; полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом; живописью; скульптурой; ; архитектурой как сочетания разных; проявлений единого мировоззрения; основной идеи христианства.;; Определение сходства и различия; элементов разных видов искусства; (музыки; живописи; архитектуры); ; относящихся:;; к русской православной традиции;; Исполнение вокальных произведений; связанных с религиозной традицией; перекликающихся с ней по тематике.; ; Устный опрос; РЭШ, аудио, презентации 7.1. Камерная музыка Итого по модулю: 3 0 0 Вокализ С.Рахманинова, Романс Г. Свиридова; А. Варламов , А. Рубинштейн Горные вершины, Жаворонок М.И.Глинки, Жаворонок М. Балакирева Рахманинов Вокализ, Дуэт лисы Алисы и кота Базилио Окуджава,Сэр, возьмите Алису с собой Высоцкий. Варлаамов Горные вершины, Песенка о песенке А.Куклина 27.02.2023 19.03.2023 Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров; (зарубежных и; русских композиторов); анализ; выразительных средств; характеристика музыкального образа.;; Разучивание и исполнение; произведений вокальных; и инструментальных жанров.;; Импровизация; сочинение кратких; фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов; вальс — трёхдольный метр и т. п.). Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.;; Выражение музыкального образа; камерной миниатюры через устный или письменный текст; рисунок; ; пластический этюд; ; Устный опрос; РЭШ, презентации, видео, аудио Кантата Александр Невский С. Прокофьева; Островок С. Рахманинова, Весенние воды С. Рахманинова, Форель Ф. Шуберта, Прелюдия М.Чюрлениса, Лунный свет К. Дебюсси Рисунок А.Куклина; Птица музыка В.Синенко; Семь моих цветных карандашей В.Серебренн икова; Музыка Г.Струве, Парус алый А.Пахмутово й Маленький кузнечик В.Щукина, Вставайте, люди русские! С.Прокофьева 27.03.2023 30.04.2023 Устный Знакомство с музыкальными; опрос; произведениями программной музыки.; Выявление интонаций; изобразительного характера.;; Разучивание; исполнение песни с элементами изобразительности.; Сочинение к ней ритмического и; шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.; Рисование под впечатлением от; восприятия музыки программно-; изобразительного характера.;; Сочинение музыки; импровизация; озвучивание картин художников; ; презентации, видео, аудио 3 Модуль 8. Связь музыки с другими видами искусства 8.1. Музыка и живопись 5 0 0 12 Итого по модулю: 5 Модуль 9. Современная музыка: основные жанры и направления 13 9.1. Джаз 4 Итого по модулю: 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 0 1 0 Кукольный кэк-вок К. Дебюсси, Луи Армстронг Хелло, Долли!; С.Джоплин Регтайм Домик над рекой С.Фостер, Хлопай в такт Д.Гершвина, Я.Дубравин Джаз 14 Хлопай в такт 01.06.2023 28.06.2023 Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и; направлениями (регтайм; биг-бэнд; блюз).;; Определение на слух:;; принадлежности к джазовой или; классической музыке;;; исполнительского состава (манера пения; состав инструментов).;; Разучивание; исполнение одной из«вечнозелёных» джазовых тем.; Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе.; ; Устный опрос; презентация, видео, аудио ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ нет Тема урока p/p Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Фольклор — народное творчество. Истоки музыки 1 0 0 06.09.2022 Устный опрос; 2. Жанры Народных песен 1 0 0 13.09.2022 Устный опрос; 3. Фольклор в музыке Русских композиторов 1 0 0 20.09.2022 Устный опрос; 4. Что за прелесть эти сказки! 1 0 0 27.09.2022 Устный опрос; 5. Вторая жизнь песни 1 0 0 04.10.2022 Устный опрос; 6. Петр Ильич Чайковский 1 0 0 11.10.2022 Устный опрос; 7. П.И. Чайковский Балет "Щелкунчик" 1 0 0 18.10.2022 Устный опрос; 8. Россия — наш общий дом. 1 0 0 01.11.2022 Устный опрос; 9. Вокализ. Романс. 1 0 0 08.11.2022 Устный опрос; 10. Баркарола-музыка вод 1 0 0 15.11.2022 Устный опрос; 11. Музыкальный фольклор народов 1 Европы Э Григ-Сказки Севера 0 0 22.11.2022 Устный опрос; 12. Волшебная палочка дирижера 1 0 0 29.11.2022 Устный опрос; 13. Портрет в музыке. Паганини 1 0 0 06.12.2022 Устный опрос; 14. Образы Борьбы и победы в музыке 1 0 0 13.12.2022 Устный опрос; 15. Ты, Моцарт-Бог и сам того не знаешь 1 0 0 20.12.2022 Устный опрос; 15 16. Образы Родной Земли 1 0 0 16 10.01.2023 Устный опрос; 17. Колокольность в музыке . 1 0 0 17.01.2023 Устный опрос; 18. Вокальная музыка России 1 0 0 24.01.2023 Устный опрос; 19. Русская песенность. 1 0 0 31.01.2023 Устный опрос; 20. Храмовый синтез искусств. Застывшая музыка. 1 0 0 07.02.2023 Устный опрос; 21. Небесное и земное в звуках. Фрески Софии Киевской 1 0 0 21.02.2023 Устный опрос; 22. Образ Богоматери в русской и европейской музыке. 1 0 0 28.02.2023 Устный опрос; 23. Молитва. 1 0 0 07.03.2023 Устный опрос; 24. Камерная музыка . Истоки 1 0 0 14.03.2023 Устный опрос; 25. Камерная музыка. Фридерик Шопен. 1 0 0 21.03.2023 Устный опрос; 26. Ф. Шуберт Камерные циклы 1 0 0 04.04.2023 Устный опрос; 27. Что роднит музыку с ИЗО 1 0 0 11.04.2023 Устный опрос; 28. Музыка на мольберте 1 0 0 18.04.2023 Устный опрос; 29. Звать через прошлое к настоящему 1 0 0 25.04.2023 Устный опрос; 30. Импрессионизм в музыке и живописи 1 0 0 29.04.2023 Устный опрос; 31. Звуки, запахи реют повсюду... 1 0 0 02.05.2023 Устный опрос; 32. Мюзикл 1 0 0 08.05.2023 Устный опрос; 33. Музыка в театре, кино, телевидении 1 0 0 16.05.2023 Устный опрос; Полифония 17 34. Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (гармоническая сетка, импровизация) 1 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 18 23.05.2023 Устный опрос; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки 5-6 классы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская; Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2016. — 126 с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ 19 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ синтезатор, нотные хрестоматии, детские музыкальные инструменты ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ проектор, музыкальный центр, ноутбук 20